Алтай, переход к горе Сарлык, Диана верхом на лошади, 7 августа 20077 августа 2007. Алтай, четвёртый день конного путешествия.

Наш путь по республике Алтай пролегал среди горных вершин. Мы поднялись на лошадях по склонам гор на высоту около 2.5 км. Небо казалось нависает над головами, и облака казались ниже обычного… на самом деле конечно нет, просто чувствовалась необычность обстановки для городских жителей в нашем путешествии верхом.

Наше путешествие началось с конной базы «Иткая», куда мы попали при содействии туристического агенства «Робинзон». Пока мы отдыхали на базе я выяснил, что лошади от этой базы отправляются в разные направления. Путешествие мимо горы Сарлык было одним из таких маршрутов. Наш маршрут назывался «конное путешествие к горе Сарлык и Туюкским озёрам».

По дороге к следующей стоянке проводник-алтаец залез на высокое дерево и стряхнул с него кедровые шишки.

Алтай, проводник залез на кедр, трясёт шишки, 7 августа 2007 Алтай, переход к горе Сарлык, Диана с шишкой, 7 августа 2007 Алтай, наши гид и проводник, переход к Туюкской долине, лес, 7 августа 2007

Наш поход проходил через довольно дремучие места с поломанными и поваленными высоченными деревьями — самый настоящий бурелом. Скорость ветра в тех местах достигает более 30-35 м/сек. Многие деревья приспособились, чтобы устоять порыву таких ветров. Вековые кедровники на «бою» развивают крону с подветренной стороны, однако высокой растительности на склонах гор почти нет. Такие горы в Сибири называются гольцами, поскольку они поднимаются выше предела, на котором лес может существовать. Проводник сказал, что когда ветви деревьев в тех местах покрываются льдом, из-за сильных ветров сосульки льда вытягиваются почти горизонтально.

Алтай, переход к горе Сарлык, 7 августа 2007 Алтай, переход к горе Сарлык, горные вершины, обрыв, 7 августа 2007

Наше путешествие длилось уже пятый день, если считать перелёт, поездку из Барнаула и посиделки у вечернего костра на конной базе. За время нашего перехода окружающая природа  поменялась неоднократно. Мы переправились через реку Катунь, прошли на лошадях не один перевал, несколько раз ночевали в палатках в лесах, видели густые туманы похожие на облака над горами, и вот поднялись по каменным обрывам к подножию горы Сарлык. Чувство такое, будто попал на другую планету — кругом накиданы или наломаны огромные камни. Путешествуя среди них осознаёшь, что сила, которая раскидала и оставила эти камни на склоне гор, должна быть просто потрясающей!

По возвращению из путешествия в русскоязычном разделе Википедии я написал статью о горе и о местности, которая её окружает, опубликовал интересные факты, опять же поделился фотографиями. Пришлось немного полазить в Интернете собирая информацию. Вот, например, интересная и красивая легенда о горах и реках Алтая.

У хана Алтая была прекрасная дочь Катынг. Безумно любил её своенравный отец. Понимал он, что рано или поздно придётся девушку отдать замуж, придётся расстаться с ненаглядной дочерью. Но хотел он как можно дольше удержать свою Катынг дома. Чтобы никто не видел её красоты, хан построил для неё замок высоко в горах.

Одиноко жила красавица Катынг в своём прекрасном, неприступном замке. Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких дорог. Но птицы, прилетавшие с востока, пели для Катынг песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живёт далеко в степях.

Ветры, пролетавшие мимо гордо стоявшего в своём одиночестве замка, шептали красавице о любви Бия к Катынг. Разгорались в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком. И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катынг решила сбежать из заточения и встретиться с долгожданной любовью.

Подкараулила смелая девушка, когда уснёт её могучий отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай не нашёл своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда, он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей с приказом догнать беглянку и вернуть назад.

Но ни один из воинов хана не смог настичь Катынг, которая, ловко прыгая с камня на камень, петляя между скалами, стремительно бежала всё дальше и дальше. Самым быстрым и проворным оказался богатырь по имени Бабырхан. Он уже ухватил Катынг за рукав платья, но она, рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше.

Так и не догнали богатыри красавицу Катынг. которая встретилась со своим любимым Бием, и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое — реку Обь.

С тех пор эти влюблённые неразлучны. А грозный хан Алтай в жестоком гневе своём и в слепой ярости превратил богатырей в камни. Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырхан, который стал последней горой Северного Алтая.

Цветы, растущие на склоне горы Сарлык. Я плохо разбираюсь в растениях, да и проводник нам толком ничего не смог о них объяснить. Общими усилиями мы решили, что это эдельвейс, но скорее всего мы не правы.

Алтай, переход к горе Сарлык, цветы на склоне горы, 7 августа 2007 Алтай, переход к горе Сарлык, цветы на склоне горы, 7 августа 2007

Вид со склона горы в низину, где текла маленькая речушка, открывался просто потрясающий! Вечерело, мы сильно устали и когда алтаец показал лесок на противоположном склоне долины, сказав что там будет наша стоянка, мы были просто счастливы! Река, которая делила склон долины пополам, кстати тоже называется Сарлык.

Алтай, переход к горе Сарлык, цветы на склоне горы, горные вершины, 7 августа 2007 Алтай, путешествие по Туюкской долине, гора Сарлык, река Сарлык, 7 августа 2007

На фото вид со склона горы Сарлык (высота 2.5 км), вид на Туюкскую долину в сторону реки Сарлык.

Переход был длинный и тяжёлый, но лошади шли легко, зная эти места. Перешли речку вброд и сразу поставили лагерь в ближайшем лесу. Проводник сказал, что цель нашего путешествия — Туюкские озёра будут завтра. Мы отдыхали, фотографировались на фоне горы.

Алтай, гора Сарлык, река Сарлык, стоянка, 7 августа 2007 Алтай, гора Сарлык, река Сарлык, стоянка, 7 августа 2007

Я искупался в реке. Было ужасно холодно. Ещё бы — высота почти 2.5 км, река была холодная как ручей, прозрачная как стекло.

Ощущение того, что ты находишься вдали от цивилизации было просто потрясающее! Ни с чем не сравнимое. Лежать на берегу моря на пляже в окружении многих десятков людей и лежать на склоне горы, понимая что у её подножия за сезон бывает всего 3-5 экспедиций, т.е. не более 100 человек в год — это не одно и то же.

В дополнение ко всему прочему, наш проводник-алтаец изредка рассказывал нам интересные байки-истории. В общем-то он был немногословен, но послушать его было интересно. Когда мы прибыли на нашу новую стоянку он указал нам на одно дерево, которое от самой земли, от самого корня, расходилось на три огромных толстых ствола. В общем-то одно это дерево было как целых три! Проводник сказал, что дерево это — шаманское. Парочка наших попутчиков тут-же поставила палатку посреди стволов этого дерева, в небольшом отдалении от нашего лагеря. Проводник только головой покачал… он был немногословным. На утро мы все выспались, кроме парочки, которая искала острых ощущений у подножия «шаманского дерева». Ощущения они нашли — не выспались они потому, что какие-то белки и бурундуки всю ночь скакали по их палатке и кидались в неё шишками!

Алтай, гора Сарлык, стоянка, ночь, дерево, световая кисть, 7 августа 2007

Я уже писал про необычайно звёздное небо. Вот! Полюбуйтесь! Это просто необыкновенно! Поздно ночью мы все высыпали на открытое пространство и смотрели в небо. Был отлично виден даже млечный путь!

Кстати, ещё я заболел — простыл там. На такой высоте с приходом темноты становится очень холодно, воздух летом леденеет почти как зимой.

Вечером я снова экспериментировал со световой кистью у одиноко стоящего дерева. Получить звёздное небо и освещённое дерево на его фоне оказалось непросто, пользоваться фотоаппаратом я ещё только учился.

Вообще-то говоря, в походе с лошади фотографировать не очень-то и удобно — зеркалка весом в один килограмм, висящая на шее и постоянно бъющая в бок, когда лошадь быстро двигается… в общем это тяжёлое испытание для начинающего фотографа. В идеале фотографировать надо не спеша, созерцая окружающую природу, по возможности спешившись. Но постоянно отставая от группы, увлекаясь фотографированием и постоянно догоняя её с мыслями о том, как бы не заблудиться… пожалуй это второе тяжёлое испытание для начинающего фотографа. Но как показал опыт — из путешествия было привезено ощущений больше, чем фотографий!