Алтай, река Катунь, сплав, база отдыха "Урсул", 14 августа 2007Как уже писал ранее — наше путешествие по Алтаю началось  с конного маршрута. Если считать перелёты, переезды, размещения  и знакомства, то идёт уже десятый день нашего похода. Днём ранее мы попрощались с гостеприимной конной базой «Иткая» и были заброшены вверх по течению реки Катунь. Нам предстоял длительный сплав на рафтах — вторая часть нашего путешествия, её водная часть протяжённостью более 100 км.

В действительности всё пошло совсем не так… дальше я объясню что случилось за время сплава. Впрочем к сюрпризам мы уже потихоньку начали привыкать.

Нам предстоял сплав на рафтах — надувных плотах, к которым у большинства сплавщиков имеется вполне обоснованное негативное отношение. Вообще, надо различать виды отдыха: есть спортивные виды сплава, а есть сплав в виде отдыха. Спортивные виды сплава — честные категорийные. «По спортивному» сплавщики ходят в походы, сопровождают свои маршруты отчётами о прохождении порогов, отчитываются перед маршрутными комиссиями по возвращению, получают звания и категории, получают возможность сплавляться по следующим по сложности маршрутам. Сплав в виде отдыха — хорошо отдохнуть, выпить, забраться в судно, перевернуться в пороге, потерять весло, рассказать потом знакомым о том «как же классно было»!

Рафт — это надувная лодка для сплава по порогам с гигантским водоизмещением. Большая, тяжёлая, слабоуправляемая, проходящая пороги в основном за счёт своей массы, не требующая серьёзной технической подготовки гребцов. Вмещают несколько человек, много груза, практически непотопляемая за счёт пассивной остойчивости — можно взять с собой на борт детей, собак, канарейку и т.д. Понятно, что высококатегорийные пороги в некоторых случаях проходятся только такими непотопляемыми плавсредствами. Есть, кстати, и гораздо более живучие суда, нежели рафты… но не о них речь. А о пренебрежении к рафтам, с которым я встречаюсь каждый раз, когда с кем-то делюсь об опытах путешествий. Причём как с профессионалами, так и не с профессионалами. Так что заранее хочу расставить все точки над Й. Скажу так — если выпить водки и сплавиться по тихой воде, то наверное лучше средства не найти. А если попросить капитана кувырнуть в пороге «для ощущений на память», причём без последствий для судна, то опять же — хуже рафта лучше нет. Мы с Дианой как раз и оказались в компании отдыхающих туристов.

Сплавлялись мы по реке Катунь в августе, т.е. в конце сезона по низкой воде. Знающие люди — поймут. Да, было легко. Мы с Дианой в рафте были единственными гребцами у которых был хоть какой-то опыт водных путешествий (за исключением инструктора). Ранее мы уже сплавлялись на семейном катамаране, хотели взять его с собой… но в самолёт с ним не пускают, жаль. Остальные пассажиры нашего 6-местного судна (кроме инструктора) не гребли как умели. Потому на реке нашлась пара мест, которые мы прошли с трудом.

12 августа 2007. Алтай, сплав по реке Катунь, 1й день.

Алтай, река Катунь, каменистый берег, Диана, 12 августа 2007

Диана сидит на берегу реки Катунь — одной из самых мощных рек Республики Алтай. Утро началось с раздачи термокомплектов. Нам с Дианой их не хватило ни по количеству, ни по размеру. Поэтому пришлось пользоваться старым «дедовским» способом, чтобы согреться на воде: на тело одевается трикотажный облегающий костюм, сверху одевается полиэтиленовый плащ, на плащ одевается ещё что-то тёплое, но по возможности быстро сохнущее и не продуваемое. Такой способ позволяет долгое время оставаться сухим за счёт парникового эффекта и накопления тепла под полиэтиленом.

Ставились на воду мы где-то в районе Большого Яломана и впереди у нас был простой переход без порогов так, чтобы туристы привыкли к вёслам и судну.

Алтай, река Катунь, каменистый берег, 12 августа 2007

Первая наша стоянка была просто живописной! Река неспешно, но мощно разворачивалась, упираясь в высокий каменистый берег, и с мерным гулом текла мимо нашего лагеря. Вообще все ночёвки на горных реках всегда довольно шумные, но к шуму привыкаешь быстро.

13 августа 2007. Алтай, сплав по реке Катунь, порог «Шабаш», 2й день.

Алтай, река Катунь, каменистый берег, ель у воды, 12 августа 2007 Алтай, река Катунь, сплав, Диана, 13 августа 2007

Солнечная погода нас баловала редко. Фотографий мало в первую очередь потому, что почти всё время нашего путешествия лил дождь. Было жутко холодно и потому тяжело. Мы вставали утром — лил дождь. Одевали не просохнувшую за ночь одежду. Готовили завтрак — лил дождь. Собирали и крепили вещи, отчаливали — всё это время лил дождь. Плюс ветер, а он, как известно, на реке всегда дует в лицо. Ещё было холодно.

Алтай, река Катунь, сплав, наши проводники, 13 августа 2007 Алтай, река Катунь, сплав, порог Шабаш, 13 августа 2007

Путешествие получилось по настоящему экстремальным. Диане не понравилось, а я просто балдел от таких трудных условий.

Единственный порог, который мы просматривали как проходить, был порог Шабаш. Один из рафтов, который шёл с нами, перевернулся в конце порога. Непонятно почему. Порог вроде лёгкий был.

Алтай, река Катунь, сплав, порог Шабаш, 13 августа 2007 Алтай, река Катунь, сплав, наши проводники, 13 августа 2007

Капитан нашего судна, кажется Максим — фанат «Зенита», постоянно носивший бело-голубой шарф.

14 августа 2007. Алтай, сплав по реке Катунь, база отдыха «Урсул», порог «Тельдекпень», 3й день.

Алтай, река Катунь, сплав, база отдыха "Урсул", 14 августа 2007 Алтай, река Катунь, сплав, наша дружная команда, 14 августа 2007

Третья наша ночёвка была на базе отдыха «Урсул» (за два дня мы прошли совсем коротенькое расстояние). Вместе с нами на базе ночевали и другие команды. Ночью для нас растопили баню и мы с удовольствием попарились.

Алтай, река Катунь, сплав, парад на реке, база "Урсул", 14 августа 2007

А утром прибыло ещё несколько судов — парад на реке.

Поскольку нам предстоял очень длинный переход — мы вышли очень рано. Как обычно — в дождь.

Алтай, сплав по реке Катунь, "Петроглифы", 18 августа 2007 Алтай, река Катунь, сплав, петроглифы, 14 августа 2007

В пути у нас была стоянка-обед, т.н. «Петроглифы». Мы немного прогулялись по берегу, посмотрели на наскальные рисунки. Появилось подозрение, что рисунки современные и рукотворные. Дома проверил — в списке зарегистрированных изображений «наших» петроглифов действительно нет. Что же, либо они когда то там были, либо могли бы быть, либо это просто одно из развлечений туристов, алтайская сказка.

На третий день нам предстояло пройти сложный порог Тельдекпень, который образован тектоническим разломом глубиной более 40 метров. Этот порог — место по настоящему гнетущее. Осознание огромной глубины и высокие нависающие чёрные скалы вместо берегов на протяжении около 100 метров — таков порог. Высоко над скалами протянут мост, с которого снято следующее видео об этом пороге.

Из-за глубокого разлома вода в пороге почти не двигается, т.к. нет течения. Повсеместно появляются воронки, попадание в которые сильно тормозит судно. Чтобы пройти порог пришлось интенсивно грести. На видео видно, как рафт чуть не налетает на кусок скалы, но из-за бурного течения проходит мимо. У нас было гораздо меньше воды и хороших гребцов, нам пришлось не сладко — течением нас несло на этот камень. Пришлось уйти в левую суводь, немного отдохнуть и разогнавшись проскочить мимо камня.

Алтай, река Катунь, сплав, следы на песке, 14 августа 2007

Ночью я снова поэкспериментировал с художественным фото на берегу реки Катунь.

Где и как мы ночевали, я честно говоря, уже плохо помню… прошло пять лет после нашего путешествия. Помню только, что дожди практически не прекращались.

15 августа 2007. Алтай, сплав по реке Катунь, теркемпинг «Иткая», 4й день.

Проснулись в сырой палатке, снова одели сырые вещи, утром было очень холодно. Пока завтракали и связали вещи, дождь не прекращался. Так и вышли на воду под дождём. Честно говоря даже я начал к этому времени уставать от холода и воды, которая лила сверху и снизу. На курорт это точно не было похоже.

Нам предстоял очень длинный переход и гребли мы целый день. Сильно устали и замёрзли. В полутора-двух часах пути от конной базы «Иткая» Дианка окончательно замёрзла. Мы остановились у причала какой-то деревеньки чтобы немного размяться и отдохнуть, а Диана сидит в лодке и плачет — руки и ноги не шевелятся, устали и окоченели. Пришлось взять на руки и потащить на берег в ближайший магазин. Откуда только силы взялись? В магазине добрая продавщица накипятила нам воды в чайнике и мы пообедали растворимыми макаронами. Вот честно — это был один из самых вкусных и запоминающихся обедов в жизни!

До «Иткаи» мы уже гнали рафты наперегонки. Наш рафт вышел победителем, поэтому мы первые выбирали домики в которых и ночевали. Вечером у нас была душевная баня с ледяным озерцом.

Вечером мы изменили планы нашего путешествия. Отказались от дальнейшего сплава и решили отправиться во второй двухдневный конный поход. Договорились с хозяевами конной базы и наутро ушли на лошадях в горы. Продолжение с ещё одной невероятной историей см. далее.

А ещё можно прочитать интересную и красивую легенду о горах и реках Алтая.