Алтайская изба ночью, световая кисть, художественное фото, 16 августа 200716 августа 2007. Алтай, конная база «Иткая», барсук и алтайская изба.

Это заключительная статья о нашем путешествии по Алтаю в августе 2007 г. Мы путешествовали по конно-водному маршруту без малого 2 недели. Путёвка приобреталась с помощью туристического агенства «Робинзон» и наш путь не раз пролегал через туристический кемпинг «Иткая». За приобретённые впечатления и надолго запомнившиеся события, хочется поблагодарить организаторов нашего отдыха. Цикл статей публикуется задним числом, прошло 5 лет (сейчас сентябрь 2012 г.), поэтому с уверенностью могу сказать — воспоминания и впечатления прошли проверку временем. Наше путешествие, за многие прошедшие годы, оказалось одним из самых ярких моментов в жизни!

В этой статье будет рассказ о том, как нас занесло в ещё одну экспедицию, которую мы даже не планировали.

Наш сплав по реке Катунь закончился в туркемпинге «Иткая», куда мы прибыли вечером накануне. От непогоды, дождя и постоянного холода Диана уже была не рада продолжению маршрута (нам предстоял сплав вниз по течению от «Иткаи» через порог «Чемальская труба»). К тому времени мы уже не раз побывали на конной базе (все наши маршруты либо начинались, либо заканчивались на ней, и все ненужные в походах личные вещи мы оставляли на базе), работники базы нас уже узнавали в лицо, да и мы освоились. Когда мы пожаловались на то, что сильно замёрзли в последней экспедиции — нам от души растопили баню, в которой мы парились до глубокой ночи. Там же мы и разговорились с хозяевами базы… которые предложили нам прекратить сплав и отправиться в ещё одно конное путешествие на два дня! Причём бесплатно! Конечно мы не стали отказываться, тем более что первая конная часть нашего путешествия нам понравилась больше, чем вторая водная. Поэтому с вечера мы уже стали готовить вещи к следующему конному маршруту.

Ещё пару слов о бане — одна из самых лучших, в которых я успел побывать. Алтайская, колоритная, большая и просторная, с банщиком и с холодными до скрёжета в зубах прудами около бани. Меня она впечатлила!

Наутро мы выбрали себе лошадей, привычно одели сбрую, сёдла, закинули полупустые арчемаки и отправились во второе конное путешествие.

Алтай, перевал, Диана верхом на коне, 16 августа 2007 Алтай, перевал, река Катунь с высоты птичьего полёта, 16 августа 2007

Мне достался довольно резвый конь, я даже не ожидал его новой прыти и мы с ним заняли место в голове экспедиции, недалеко от проводника-алтайца и нашего нового гида (кажется её звали Наталья). Нам предстоял переход через высокий перевал с которого мне удалось сделать фото реки Катунь с высоты птичьего полёта. Перевал суровый — справа отвесная стена, слева крутой обрыв, слезть с коня или развернуться практически нереально.

Нам снова повезло с погодой. Холодной и промозглой частью нашего путешествия оказался только сплав. На фото утренне фото Дианы — она довольна ещё одному конному переходу.

Мы двигались достаточно быстро, т.к. у нас была небольшая группа и накопленный недельный опыт жизни в седле. Поэтому перевал быстро оказался позади и мы пошли вверх по течению реки Катунь, по её берегу. Места знакомые — в первой нашей экспедиции мы двигались примерно таким же маршрутом. Когда начало вечереть, то у одного из притоков Катуни мы поднялись в гору. Пока поднимались — пёс, который увязался с нами от самой базы (хотя его гнали), поймал где-то в лесу барсука. Придушил или загнал в нору… уже не помню. Но проводник-алтаец как-то быстро понял отчего в лесу раздаётся заливистый лай и галопом съездил за добычей.

Алтай, Саша, барсук которого мы съели, 16 августа 2007

В лесу мы нашли охотничью алтайскую избушку, в которой и остановились. С добычи была снята шкура, а мясо сварено и съедено. Пока варилось мясо наши проводники нам рассказали несколько алтайских страшилок про места, в которых мы остановились:

Говорят, что такие вот алтайские избушки обладают мистическими силами, которые наводят ужас на путников. Были случаи, с которыми сталкивались знакомые наших проводников. Однажды в лесу, когда начало темнеть, заблудилась наездница, причём плутала кругами вокруг одной и той-же избушки. Сумерки сгущались, она пыталась выбраться из злополучного места, но каждая тропинка которую она пробовала приводила её снова и снова к одной и той же избушке. Когда совсем стемнело — пришлось остановиться в избушке на ночлег. Страшно было. Всю ночь мерещилась жуть всякая. Всю ночь не спала, прислушивалась к шорохам, а когда только начало светать вскочила на лошадь и снова помчалась по тем-же тропинкам, и сразу же выбралась по первой попавшейся дороге.

Наши попутчики рассказали алтайцам историю про шаманское дерево, которая приключилась с ними в Туюкской долине. На этот раз мы узнали ещё одну историю.

В такой же ситуации, как и наши попутчики, оказались три девчёнки-веселушки, которых тоже предупреждали не останавливаться на ночлег в избушке, но они тоже не послушались — сказали, что устали от ночёвок в палатках. Вся их группа, включая гида и проводника, остановились в палатках у избы и легли спать. Девушки остались в домике. Надо сказать, что домики эти, ради сбережения тепла зимой, имеют маленькие окна и низкие дверные проёмы. Если запереть избушку, то в ней не будет даже сквозняков. Девушки зажгли свечи, приготовились спать. Вдруг то-ли дверь хлопнула, то-ли холодом потянуло, то-ли вошёл кто-то и стал кашлять в избе. Погасшей свечи им стало достаточно — с воплями они вылетели из домика, начали ломиться в палатку к проводникам… были посланы. Наутро наш гид проснулась, попыталась выйти из   палатки… и вошла в другую палатку. Ночью, чтобы не было так страшно, девчушки поставили свою палатку входом к входу палатке проводников. Так испугались!

Вот с такими историями-страшилками мы и коротали вечер. Варили мясо барсука. Мясо оказалось очень жирным и со специфическим запахом. Мы с удовольствием съели свои куски мяса — за две недели так надоела тушёнка!

В избушке я сделал ещё одно фото — коллективное, в полной темноте освещая световой кистью своих попутчиков. Интуитивно и в темноте настроив фотоаппарат. Не скажу, что фото удалось… но антураж избушки надеюсь оно может передать.

Алтайская изба ночью, световая кисть, художественное фото, 16 августа 2007

17 агуста 2007. Алтай, спуск с гор, каменные ванны, вечер на базе «Иткая».

Алтай, горизонт, горные хребты, 17 августа 2007 Алтай, рябина, 17 августа 2007

Наша вторая конная экспедиция была хороша и интересна тем, что в принципе мы были предоставлены сами себе — на лошадях, в лесу, красота! Попросили проводников показать нам какое-нибудь интересное место на обратном пути. Спускались с гор другим маршрутом, через довольно сильную глушь, видели медвежат на соседнем склоне.

Алтай, река Катунь, каменные ванны, 17 августа 2007

К реке спустились где-то севернее Чемала, в районе порога Чемальская труба. Проводники нам показали там каменные ванны, в которых вода собирается только после дождей, либо после падения уровня реки. Действительно, вода в ваннах бралась «из ниоткуда». Разница уровней между ваннами и рекой — несколько метров (см. следующее фото, где Диана сидит на краю ванны, а река протекает глубоко внизу).

Алтай, Диана, река Катунь, каменные ванны, 17 августа 2007 Алтай, Диана, река Катунь, каменные ванны, камень, 17 августа 2007

Нашли на берегу каменных ванн красивый камень, взяли его с собой. Он и сейчас дома, среди детского природного материала.

Алтай, б.о. "Иткая", гостеприимные хозяева, 17 августа 2007

Вечером к себе на чай нас пригласили гостеприимные хозяева базы. Мы были очень польщены таким домашним отношением к нам. Нас угощали алтайским мёдом и крепким чаем.

Это был наш последний вечер в путешествии по Алтаю. Было очень жаль расставаться с радушными хозяевами.

18 августа 2007. Барнаул, вечер перед вылетом.

Алтай, Барнаул, вечер перед вылетом в Москву, 18 августа 2007

За время путешествия мы хорошо сдружились с Сашей и Наташей — вместе прошли все экспедиции за прошедшие две недели. Кстати, это именно те самые путешественники, которые останавливались под шаманским деревом. Я рассказывал их историю раньше.

Домой добрались без происшествий.

Весь цикл статей о нашем путешествии по Алтаю в августе 2007 я написал спустя пять лет, в сентябре 2012, достав из «пыльного архива» кипу фотографий. Воспоминания и впечатления за прошедшие годы прошли проверку временем. С уверенностью могу сказать, что это были одни из самых ярких наших впечатлений. В мыслях об очередном летнем отдыхе мы каждый год возвращаемся на Алтай. Мечтаем побывать там снова.

Тем, кого не тяготит походная жизнь, возможные тяжёлые условия, вечера у костров и ночи в палатках. Тем, кто ищет способ отдохнуть в России, на Алтае. Тем я рекомендую маршруты и походы в которых побывали сами! Они точно запомнятся надолго!