В детстве я увлекался стендовым моделированием. Увлечение было действительно сильным, гораздо сильнее увлечения компьютерами и программированием. В старших классах я пробовал мастерить модели судов, танков, самолётов. Увлекался даже изготовлением корабликов в бутылках. Больше всего мне нравилось собирать модели кораблей. Почему кораблей? По сути каждый корабль — уникален, у каждого корабля своя история, и даже в тех случаях, когда верфь выпускала несколько кораблей одного типа, каждому судну давалось уникальное название, а иной раз особое вооружение и особые двигатели; порой такие суда несли службу в разных морях. Таким образом, у каждого корабля была своя история. А поскольку меня интересовала в каждой модели ее история, то и интереснее всего было мастерить корабли.

Изготовлением моделей-копий я не занимался уже больше 15 лет, и вот на новый год жена подарила модель парусника Blackbeard фирмы Mamoli (он же Adventure фирмы Amati), на котором плавал пират Чёрная Борода. К слову сказать, истории всех пиратских парусников как правило весьма не просты. И разобраться с реальной историей отдельно взятой модели обычно нелегко. Пираты всегда были окружены историями, небылицами, страхами. Многие пираты были романтизированы, и порой одни из самых жестоких. А причиной тому становилось отсутствие свидетельств о действиях пиратов — захватах судов, жертвах, маршрутах. Более того, пираты занимались разбоем в морях, захватывали различные корабли, топили их или продавали, или включали в состав своей флотилии и меняли на старые. Поэтому случается, что в разных магазинах можно приобрести модели копии различных кораблей, в описании к которым указано, что это «флагманский корабль пирата Х».

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, коробка

Судно, которое мне предстоит собрать — шлюп Adventure, на котором плавал пират Чёрная Борода (Blackbeard).

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, коробка Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, комплект из набора Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, чертежи

Модель Blackbeard (Adventure) состоит из настоящего дерева (без литых пластиковых деталей), и по принципу изготовления максимально приближена к реальным условиям. Начать сборку оказалось непросто. Я уже и забыл названия элементов корпуса судна, вроде «бушприт» и «шпангоут», которыми изобиловала инструкция по сборке. А рекомендация «прочитать всю инструкцию от начала до конца» меня насторожила, поскольку с такой «рекомендацией» инструкция уже переставала быть последовательной. Конечно инструкцию я старательно изучил. В итоге меня насторожило то, что изображение модели судна на обложке коробки не соответствовало приведённому описанию! Например, на рисунке в районе фальшборта удалена верхняя часть шпангоутов. То есть, если всё делать «по инструкции», то результат не будет лучше и красивее, чем то, что нарисовано на обложке. Это обстоятельство меня раздосадовало.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, коробка

С другой стороны, появилась цель сделать модель более высокого класса и сложности, нежели то, что предлагалось «из коробки» (вспомнить молодость, когда таких наборов не было и в помине). Кроме того, сразу же было принято решение отснять фотоэкскурсию по процессу изготовления судна.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, комплект из набора

Из тяжёлого бруска и пары реек был изготовлен стапель. Вес бруска намного превышал вес корпуса модели, что впоследствии неоднократно пригодилось при проведении всевозможных крепёжных работ. Также оказалось удобно переворачивать корпус модели на бок — брусок устойчиво стоял на столе.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, стапель, наборный корпус

Собранный каркас — это уже почти корабль. Он как скелет животного — вот вот обрастёт «мясом» и оживёт.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, стапель, наборный корпус Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, стапель, наборный корпус

Корпус модели должен иметь симметричную форму в самом начале постройки, чтобы на последующих этапах не пришлось бороться с искривлениями и деформациями. В самом начале палубу сильно «повело» в сторону. Для того, чтобы выровнять палубу относительно поперечного лонжерона в Т-образный профиль, использовалась подтяжка сохнущего корпуса с помощью капроновых ниток. Корпус сох более суток, и для того, чтобы палубу не «закрутило винтом», модель была прочно притянута к стапелю по всей своей длине.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, выравнивание наборного корпуса

Практически сразу стало ясно, что продолжать изготовление модели с помощью инструментов, оставшихся от «ремонта квартиры» не удастся. Нужен специализированный инструмент. Раньше в кружке стендового моделирования недостатка в инструментах я не испытывал, у нас был и сверлильный станок, и фреза на базе бор-машины, а также мини-циркулярка, которая также превращалась в токарный станок. Бор машина имела гибкий трос с цанговым патроном, который позволял сверлить и точить детали в труднодоступных местах.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, работа над наборным корпусом

По инструкции я должен был подогнать шпангоуты, удаляя их передние рёбра, при этом не нарушив первоначальный профиль задней грани. Сделать это предлагалось с помощью ножа и надфиля, или шкурки. Резать крошащуюся фанеру шпангоутов оказалось плохой идеей. В итоге помучившись с надфилями и поразмыслив над тем, что дальше будет только хуже, отправился в магазин за ручным инструментом. В магазине был выбран комплект Dremel 3000 и электронный штангенциркуль. Да, таких инструментов в моём детстве не было, но зато было гораздо больше терпения!

Электроинструмент для ручной работы, Dremel 3000 Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, готовый наборный корпус

Лишний материал был быстро сточен с помощью электроинструмента.

Как делать черновую обшивку корпуса, в принципе, было не важно, поскольку внутренний слой реек не будет виден. Можно было не аккуратничать и быстро приклеить все рейки к шпангоутам. Но я решил потренироваться в попытке натянуть рейки как если бы это был чистовой слой, набить руку. И как оказалось не зря, этот опыт впоследствии пригодился.

Planking Project-Model Ship World_img_20 (1)

Рейки отмачивались около суток. В итоге материал стал мягким и податливым, а после высыхания натягивался как дуга лука.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, отмачивание реек для обшивки корпуса Акриловый клей и структурная паста для выравнивания корпуса

В процессе работы я быстро выяснил, что кончики шпангоутов быстро обламываются! Их постоянно приходилось подклеивать и укреплять. По инструкции предлагалось установить фальшборт после черновой обшивки корпуса, как это сделать не доломав весь каркас я не придумал, поэтому сразу после закрепления боковых реек фальшборт был установлен, а ломающиеся шпангоуты укреплены.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, обшивка корпуса, инструменты Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, обшивка корпуса

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, обшивка корпуса Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, обшивка корпуса

Кстати, клей был выбран весьма удачно, он быстро и крепко склеивал рейки не оставляя следов и подтёков.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, обшивка корпуса Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, обшивка корпуса

 

Обшивка корпуса, которая показана на фотографиях, называется черновой. Как уже писал выше — стремиться к особой аккуратности смысла не было. Лишний материал будет грубо обрабатываться и стачиваться до гладкой и ровной поверхности. Для заполнения вогнутостей была приобретена специальная быстросохнущая паста. Главное в черновой обшивке — создать симметричную форму корпуса, которая впоследствии станет основой для чистовой обшивки.

 

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, обшивка корпуса Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, обшивка корпуса

Обшивка корпуса была закончена в течение недели. Корпус выровнен с помощью шкурки, а излишки спилены электрической машинкой. Корпус целиком был покрыт структурной пастой, чтобы было проще выравнивать его поверхность.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, выравнивание корпуса Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, выравнивание корпуса

Во время черновой обшивки была допущена ошибка — форма корпуса на корме была сделана неверно, отсутствовал транец. Пришлось этот недочёт исправлять с помощью дополнительных реек и пасты. Этот урок тоже пригодился при чистовой обшивке — рейки в нижней части корпуса должны укладываться прямолинейно, без изгибов вдоль корпуса.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, выравнивание корпуса, инструмент

Корпус шлюпа Blackbeard/Adventure, готовый к чистовой обработке.

Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, корпус, готовый в чистовой обшивке Пиратский шлюп Blackbeard/Adventure, корпус, готовый в чистовой обшивке

Январь, 2013 г.

См. также: